Приэльбрусье, как горнолыжный курорт был основан очень давно и имеет достаточно интересную историю своего создания и развития. Но не будет забирать хлеб у историков, так как Приэльбрусье интересует нас прежде всего как регион катания на горных лыжах.

Расположение курорта

Сейчас Приэльбрусье входит в ТОП – 3 самых больших горнолыжных курортов России.

Расположен данный регион катания в центральной части Кавказа в Кабардино-Балкарии.

Не трудно догадаться, что основная часть горнолыжных маршрутов в данном регионе оборудована на склонах горного массива Эльбрус, который является самым высоким и крупным горным массивом России, а по некоторым утверждениям и Европы.

Высота его двух вершин, восточной и западной, равна, 5 км 621 м и 5 км 642 м, соответственно, что превышает знаменитый горный массив Монблан во Франции, в среднем, на 800 м.

Но дело не в этом, а в том, что Приэльбрусье является отличным местом для катания на горных лыжах и сноубордах, со своими не повторимыми крутыми спусками, высокогорными интересными маршрутами, это отличное место для тех, кто не может жить без приключений, особенно если эти приключения связаны с горнолыжным спортом.

Две зоны катания

Основанная часть, со своей инфраструктурой, сосредоточилась непосредственно на склонах Эльбруса.

Вторая, меньшая часть расположена на склонах горы Чегет, которая находится совсем рядом. Высота горы 3 км 700 м.

Приэльбрусье включает в себя около 6 туристических баз, восемь лагерей для альпинистов, около четырех высокогорных туристических гостиниц, а так же около пяти высокогорных приютов.

Цифры могут быть не точными, так как, туристический регион постоянно развивается расширяя свою инфраструктуру. К примеру, недавно на высоте 3 км 912 м был открыт новый отель-приют LeapRus.

Возможности региона

Как уже отмечалось выше, часть спусков оборудовано непосредственно на г. Эльбрус, а меньшая часть оборудовано на г. Чегет.

г. Эльбрус (Elbrus)

По отзывом многих туристов, начинающим горнолыжникам лучше начинать с Эльбруса, так как тут больше простых маршрутов, но при этом и сложных маршрутов хватает.

Наиболее интересные маршруты

Если Вы уже не первый год катаетесь на горных лыжах то для Вас безусловно интересен будет маршрут от Бочек (3 км 800 м) до Мира (3 км 500 м). До Бочек можно подняться на одноместном подъемнике.

Особый интерес у профессиональных горнолыжников вызывает маршрут от Скал Пастухова (4 км 600 м). Однако в том направлении нет подъемников, но подняться можно на снегоходе.

Так же от Скал Пастухова можно уйти вправо, выйти на ледник и на сумасшедшей скорости выйти к Старому Кругозору. Но это очень опасный участок и без гида туда ни ногой, как бы не хотелось. Глубоким трещинам, которых там много, все равно, профессиональный Вы лыжник или любитель, падают все одинаково.

Если Вы не профессионал, то есть легкая, но при этом очень интересная трасса, правда одна из самых высокогорных, от приюта 11 (4 км 100 м) до уже известных Бочек (3 км 800 м), но добраться туда можно только на снегоходе.

Основные трассы на г. Эльбрус (Elbrus)

От станции Азау до станции Старый кругозор (2 км 950 м). Протяженность маршрута 1 км 500 м. Обслуживает маятниковая – канатная дорога.

Разница между верхней и нижней точкой 650 метров.

Является продолжением Эльбрус 1. От станции Старый кругозор до станции Мир. Длина маршрута 1 км 750 м. Разница высот 550 м.

Едем выше, от станции Мир до станции Гара-Баши. Протяженность маршрута 2 км. Разница высот не большая, 280 м. Обслуживает данный маршрут канатно-кресельная дорога.

Общий перепад высот на Эльбрусе до 2 км. У подножья горы работает Бугельный подъемник для начинающих лыжников.

Существуют и другие, можно сказать, не официальные, но при этом, не менее интересные маршруты, но посещать их нужно с гидом или профессиональным горнолыжником, который уже не один раз приезжал на Эльбрус.

г. Чегет (Cheget)

Маршруты на горе Чегет не отличаются разнообразием, особенно сложно здесь будет начинающим горнолыжникам. А если говорить откровенно, то это место для профессионалов.

И только опытные горнолыжники тут смогут оторваться по полной.

Маршруты тут сложные, крутые да и еще некоторые с буграми.

Если Вы еще не можете понять к какому уровню лыжника себя отнести, то посетите Чегет и сразу все станет на свои места. Или Вы вернетесь на Эльбрус или уже ни никогда не променяете спуски Чегета на какие-либо другие.

Трассы Чегета делятся на спуски 1 – й и 2 – й очереди.

Первая очередь

Протяженность маршрута 1 км 600 м. Разница между высшей и низшей точкой 650 метров. Здесь работают 2 кресельные канатные дороги, одноместная и двухместная.

Вторая очередь

Тут трасса короче, 900 м, а так же перепад высот составляет 300 м. Канатная дорога однокресельная.

Перепад высот, с учетом первой и второй очереди – 1 км.

Всего около одиннадцати подготовленных маршрутов. Все красные, черные или синие. Трассы могут закрываться на время лавиноопасности.

Где остановится

С размещением, как правило, проблем не возникает. Крупных гостиниц около четырех. Все они 2 – х звезд. Но есть этажи с повышенным комфортом проживания, так называемые коммерческие номера, которые потянут на 4 звезды.

Но в основном люди сюда едут не за Европейским сервисом, а за настоящим адреналином.

Много сдаютcя квартир в частном секторе. Народ сам предлагает свои услуги.

Самолетом или поездом до Нальчика или до Минеральных Вод.

Из Минеральных Вод на автобусе или на такси. Но на такси будет не дешево, ведь расстояние 180 км и ехать более 3 часов.

Из Нальчика ближе, 120 км и 2,5 часа в пути.

В итоге, можно сказать, что горнолыжный курорт Приэльбрусье это место, где могут реализовать себя и использовать навыки катания на горных лыжах, как новички данного вида спорта, так и настоящие гуру. Для сноубордистов тут подготовлено очень много прекрасных спусков.

Горнолыжные трассы на высоте более 4 км привлекают сюда туристов со всего мира.

Однако следует учесть, что нужно иметь крепкое здоровье, чтобы дышать на такой высоте сильно разряженным воздухом и при этом кататься. Поэтому если для вас это проблема, то рекомендуем посетить , которые находятся южнее Приэльбусья и на меньших высотах.

Поэтому, если Вы не относите себя к экстрималам, то для таких, как Вы оборудованы отличные безопасные трассы на высотах от 2 – х до 3 – х километров.

Кто еще ни разу не был на горнолыжном курорте Эльбрус, то очень многое потерял в своей жизни. Но исправлять ошибки никогда не поздно. Вперед! Эльбрус ждет Вас.

В Приэльбрусье зоны катания сосредоточены непосредственно на Эльбрусе и на склонах горы Чегет, находящейся недалеко от Эльбруса и знаменитой своими экстремальными трассами, одними из самых сложных в мире. Расстояние между зонами катания - 4 км. В Приэльбрусье построено 12 км канатных дорог, в т.ч. недавно возведенный подъемник гондольного типа, вмещающий одновременно до 500 человек.

Гора Эльбрус - канатные дороги и трассы Эльбрус-Азау

Гора Эльбрус - высшая точка России и Европы - это две вершины потухшего вулкана. Восточная - высотой 5621 метров над уровнем моря, Западная - 5642 метра. Катание на отдельных участках склонов возможно круглый год. Самая высокая и доступная точка для катания «Приют 11» - 4200 метров. До «Приюта 11» можно добраться от станции «Мир» на ратраке. Есть участки трассы доступные начинающим лыжникам. Для начинающих горнолыжников на выкате трассы работает бугель, длиной 300 метров. Общая протяженность трасс составляет более 35 км.


Канатные дороги комплекса Эльбрус-Азау

Первая очередь: Азау - Кругозор

Горнолыжный комплекс «Эльбрус-Азау» берет свое начало на поляне Азау, расположенной у подножия Эльбруса, здесь находятся пункты общественного питания, есть пункт проката горнолыжной экипировки, автоматы по продаже кофе и чая. На поляне Азау имеются две станции канатных дорог:

  • старая маятниковая;
  • новая гондольная дорога.

Обе канатные дороги идут параллельно друг другу. В настоящее время действуют 2 очереди у каждой канатки, 3-я очередь находится в стадии строительства. На 3-й очереди также имеется однокресельная канатка, которая, однако, работает не всегда. От 2-й очереди (станция Мир) выше все желающие поднимаются на ратраках, время подъема до «Приюта-11» примерно 20 минут.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус 1» (2350-3000 м) отходит от станции « Азау» и доходит до станции «Старый кругозор». На обеих станциях имеются кафе и шалычные. Время в пути старой маятниковой дороги - 15 минут.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа была открыта в декабре 2006 года. Она соединяет нижнюю возвратную станцию на поляне Азау с верхней приводной станцией «Старый Кругозор» и установлена параллельно уже существующей маятниковой канатной дороге. Это новейшая модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Вместимость одной гондолы - 8 человек. Одновременно работают 58 гондол. Протяжённость трассы составляет 1740 м., перепад дороги - 580 м. Время пути новой гондольной дороги - 5 минут, средняя скорость - 6 м/с. Пропускная способность канатной дороги составляет до 2400 человек в час.

Вторая очередь: Кругозор - Мир

На этой очереди действует старая маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2» и новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус - 2»(3000 - 3500 м) начинается от станции «Старый Кругозор» и идет до станции «Мир». Протяженность дороги - 1500 м. На территории станции есть уютное кафе «Мир» и Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа (3000 - 5000 м) была открыта в апреле 2009 года. Она представляет собой новейшую модель подвесной канатной дороги с 8-ми местными гондолами производства французской фирмы РОМА - одного из мировых лидеров в области канатных транспортных систем. Дорога соединяет две горнолыжные станции: «Старый Кругозор» и «Мир». Протяженность дороги - 1800 м., пропускная способность - 2400 чел./час. Время проезда в одном направлении - 5 минут 13 секунд.

Третья очередь: Мир - Гара-Баши

На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога «Эльбрус».

  • Канатно-кресельная дорога «Эльбрус» (3500 - 3850 м) начинается от станции «Мир» и идет до станции « Гара - Баши». Однокресельный подъёмник достаточно старый, работает не стабильно. Отсюда, с высоты 3800 м начинается сертифицированная трасса № 1 до поляны Азау 2300 м.

Выше, до станции «Приют 11» (4200 м) можно добраться на ратраках. Все ратраки - частные, поэтому их стоимость колеблется. Ориентировочно, расстояние в 18 км можно преодолеть за 1000 рублей.


Очереди Вид дороги Перепад высот (м) Пропускная способность, чел. / час Время в пути (мин) Длина трассы (м)
Бугель на поляне Азау 2300 м-2500м Бугель ВЛ-400, «Швабры» лягушатника в Азау 200 - 5 500
1-я очередь
Азау (2350м)-Старый Кругозор (3000м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-1»
(20-ти местн. кабины)
650 100 чел/час 12 1740
Гондольная канатная дорога «POMA-1»
(8-ми местные гондолы)
580 2400 чел/час 5
2-я очередь
Старый Кругозор (3000м)- Мир (3500м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2»
(20-ти местн. кабины)
500 100 чел/час 12 1500
Гондольная канатная дорога «POMA-2»
(8-ми местные гондолы)
514 2400 чел/час 5 1800
3-я очередь
Мир (3500м)-Гара-Баши (3780м)
Канатно-кресельная дорога «Эльбрус», 1-но местная 250 130 чел/час,
на ремонте
12 1500
Гондольная канатная дорога 374 на стадии строительства 5


Характеристика трасс комплекса Эльбрус-Азау

Красная трасса «Старый кругозор»

Трасса находится между станциями «Мир» и «Старый кругозор» канатной дороги Эльбрус. Два варианта спуска, один из которых сливается с трассой «Азау», а другой параллельно канатной дороге проходит по широкому пологому участку до «Слоновых лбов» и затем по узкому карнизу шириной в 4 метра выходит к станции «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 90 м, перепад высот - 500 м. Протяженность спуска - 1900 м. Средний уклон трассы - 25. Сложный рельеф, грунт каменистый из вулканических пород, ледниковое основание трассы.

Красная трасса «Азау»

Пологий спуск до «Ольгиного поворота», затем крутой - по желобу протяженностью 50 м с уклоном 35, в конце участка трасса поворачивает налево и по карнизу, мимо высокогорного отеля, плавной дугой уходит влево и выходит на прямой финишный участок под канатной дорогой. Здесь необходимо соблюдать осторожность, так как возможно столкновение с лыжниками, стартующими от верхней станции бугельной канатной дороги ВЛ-350. Протяженность трассы - 2 км, перепад высот - 650 м. Угол наклона - 50 .

Синяя трасса «Гара-Баши»

Трасса расположена между станциями «Гара-Баши» и «Мир» канатной дороги «Эльбрус» и имеет выход на площадку, с которой начинается трасса «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 80 м, а перепад высот - 300 м. Протяженность - 1100 м при максимальном уклоне 50. Рельеф склона сложный, грунт скальный и каменистый из вулканических пород, базальтовые скалы. Обслуживается канатно-кресельной дорогой «Эльбрус» длиной 1130 м со скоростью 1,75 м/с. Поднявшись еще на 20 м от самой верхней станции, можно попасть в тренировочный лагерь альпинистов к восхождению на «Бочку». До Приюта 11 (4200 м) и Скал Пастухова (4800 м) можно добраться на ратраке. До Седловины (5300 м) в результате естественного отбора добираются истинные герои.

Учебный склон «Азау» (зеленая трасса)

Трасса находится справа от бугельной канатной дороги ВЛ-350 по пологому желобу. Трасса длиной 300 м и с перепадом высот 50 м стартует на высоте 2400 м. над уровнем моря. Средний угол наклона - 15 . Рельеф средний, травянистый покров на вулканических породах, по правой стороне трасса граничит с березовым лесом. Подъемник - БКД ВЛ-350 протяженностью 300 м с перепадом высот 50 м. У подножия Эльбруса ежедневно стоит вертолет. Также возможен перелет на Домбай, катание там и возвращение обратно. Освещение отсутствует, большое количество осадков в Приэльбрусье гарантирует глубокий снежный покров в течение всего горнолыжного сезона. Работает хорошо оснащенная служба спасателей. Наиболее опасные места на трассе - камни, скалы, строения огорожены улавливающей сеткой.


Гора Чегет: канатные дороги и трассы

Именно на Чегете (2100 - 3050 м) в 1963 году была построена первая в стране канатная дорога. Высота горы Чегет - 3700 метров. Максимальная высота подъема - 3050 метров. Перепад высот катания - 1140 метров. Трассы Чегета считаются одними из самых сложных на мировых горнолыжных курортах. В России Чегет служит эталоном сложности трасс. На горе Чегет действует 2 очереди канатно-кресельной дороги «Чегет», очередь парно-кресельной канатной дороги "Парная" и сеть бугельно-буксеровочных дорог. Общая длина подъемников - 4300 метров, суммарная протяженность горнолыжных трасс - 20 км, а если учитывать возможность целинного катания, то общая площадь катания составит около 100 км. Гора Чегет расположена в 1 км от поселка Терскол и в 4 км от комплекса канатных дорог Эльбрус.


Первая очередь (2100-2750)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-1» отходит от нижней станции Поляны Чегет и продолжается до станции кафе «Ай» (2750 м). Станция кафе «Ай» располагает смотровой площадкой, откуда открывается великолепный вид на горы. Перепад высот - 650 м.
  • Парно-кресельная дорога «Парная» дублирует ККД «Чегет-1» и также идет от нижней станции поляны Чегет и доходит до станции кафе «Ай».

Вторая очередь (2750-3000)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-2» отходит от кафе «Ай» и идет до станции Чегет. В пути открывается картина: справа белоснежные шапки Эльбруса, слева - сверкающие вечными снегами вершины Донгузоруна, Когутая и Накры.

Бугельно-буксировочные дороги

  • буксировочная дорога ВЛ-650 - (2750 м - 3000 м) протяженностью 650 метров, время в пути 5 мин;
  • буксировочная дорога ВЛ-300 - (3000 м - 3070 м) протяженностью 300 метров, время в пути 3 мин.

Да, это не Красная Поляна, но цены тут более-менее демократичные. По крайней мере, хватит на еду. В начале декабря посетили самый популярный горнолыжный курорт Кавказа - Приэльбрусье. И что вы думаете, как нас встретили?

Если вы не забронировали гостиницу заранее, то и поставить машину вам будет негде. Так как единственная парковка, это огромная площадка из смеси грязи и камня. Настоящая каша, для любителей помесить. Ладно, будем считать, что машину вы умудрились поставить на якорь и не утопить. Все подобные неприятности перекрывает природа и захватывающие виды.

Даже если вы объездили множество красивых мест в поисках драйва от катания на горных лыжах? Впечатление будет неполным, если вы не посетите Приэльбрусье. Территория катания - гора Чегет и Двухглавый Эльбрус. Это участок Большого Кавказа простирается с запада на восток между истока реки Кубань и долиной реки Баксан. Мы находимся на поляне Азау.

Как все начиналось?

Первым горнолыжный путь проложил Вадим Гиппенрейтер в 1939 году. Принято считать его спортсменом, но откроем вам маленькую тайну! Это фотограф, который в силу особой любви к профессии снимал природу в самых необычных ракурсах. Это тяга к неизведанному привела его на Эльбрус и превратилась в хобби — занятие горнолыжным спортом. Получилось настолько хорошо, что Гиппенрейтер стал чемпионом СССР по горнолыжному спорту, а потом тренером «Зенит». Этому человеку принадлежат титулы: первый чемпион СССР по слалому и первый тренер по горным лыжам страны. Хотите пройти его путь на Эльбрусе?

Сейчас работает две станции канатных дорог:

- "старая" маятниковая
- новая гондольная дорога

Обе канатки идут параллельно друг другу.

Канатная дорога начинает подъем со станции Азау (2350 м) и поднимается до станции Кругозор (3000 м), с видом на Баксанскую долину. Подъем занимает 5 минут.

На заре перестройки в 1986 году наметился интерес к катанию на горных лыжах среди населения страны. Раньше это считалось только прерогативой спортсменов. Открывшийся «железный занавес» способствовал потоку информации об отдыхе за границей, который стал доступен советским людям. Национальный парк в Приэльбрусье образовался как альтернативный заграничным курортам вариант, доступный по цене. По красотам и трассам спуска, так вообще вне конкуренции. Сейчас для горнолыжников предлагаются классические и скоростные спуски, трассы по катанию на сноуборде, проложенные спуски для новичков и трассового катания для удовольствия в спокойном режиме.

Станция Кругозор (3000 м), с видом на Баксанскую долину.

Здесь можно спуститься или пересесть на следующую очередь.

Правда придется отстоять несколько минут. Желающих попасть наверх много.

Везде что-то строится, что-то ржавеет. Кафе абсолютно не вписывается в гоhный пейзаж.

Здесь открывается панорама Кавказского хребта. Подъем 5 минут.

Еще выше. Канатная дорога начинает подъем со станции Мир (3500 м) и поднимает до станции Гара-Баши (3847 м) Станция является самой высокой в Европе. Здесь действует кресельная и гондольная канатные дороги.

Старая канатка завершает подъем у станции Мир.

Вообще здесь основное место тусовки лыжников и сноубордистов.

Те кто не катается, восхтщаются панорамой Кавказских гор.

Кажется еще чуть-чуть и можно дойти до вершины.

Лыжники здесь проносятся так, что чуть не сбивают с ног зазевавших пешеходов.

Вид на Эльбрус.

Приближаем.

Вдалеке видна станция Гара Баши.

Макушка Эльбруса.

Для экстремалов есть маршрут Гиппенрейтера. Многие хотят повторить маршрут нашего первого горнолыжника, можно сказать основателя вида горного туризма в Кабардино-Балкарии. Это спуск с вершины Эльбруса до «Приюта одиннадцати». Первый горнолыжник совершил его за 35 минут. Пока еще никто не смог побить его рекорд. Обычно спуск сейчас занимает 3-4 часа.

Кстати, расположеная рядрм гора Чегет для многих спортсменов стала счастливой путеводной звездой в карьере. Проложенные маршруты горнолыжного курорта не уступают европейским комплексам. Чегетские бугры второй очереди радуют опытных лыжников и новичков.

Всем уже жарко.

Это территория проведения международных соревнований.

Инфраструктура Приэльбрусья
- 35 км горнолыжных трасс.
- 12 км канатной дороги.

Сезон катания в Приэльбрусье продолжается с ноября по май. Ледники доступны круглогодичный год. К услугам туристов отели и отдельные коттеджи со множеством кафе и ресторанов. Есть возможность экономичного размещения - аренда комнат у местных жителей.

Маршруты для экстремалов в Баксанской долине:

Хели-ски. На склон горы Эльбрус или Чегет горнолыжников доставляет вертолет. Они спрыгивают с борта, поскольку приземлиться техника не может. Спуск происходит по природной трассе, на которой еще ступала нога человека.

Ски-экстрим. В деле задействован специальный вид облегченных лыж, на которых спортсмен сначала забирается на гору сам, без подъемника, а потом совершает спуск.

Фрирайд. Разновидность катания на лыжах и сноуборде в абсолютно неподготовленной местности в самой глуши. Езда по нетронутому снегу — масса драйва и небывалый выброс адреналина. Но опасный спуск рекомендуется только опытным горнолыжникам. Девственная природа при своей красоте бывает очень жестока к тем, кто ее нарушает. Во время катания надо прислушиваться к своей интуиции, чтобы вовремя почувствовать опасность и суметь лавировать. Спасательные работы на такой территории затруднены.

Сноубордисты облюбовали поля станции Мир.

Один из вариантов прохождения классической трассы, это маршрут категории 2А, по степени сложности из расчета 6 бальной системы. Восхождение с долины Баксан по южному склону Эльбруса. Начинающим горнолыжникам рекомендуется брать гида, который помогает с акклиматизацией и психологическим тренингом. Нужно бывает некоторым для успешного прохождения маршрута. Сложности возникают при резкой смены погодных условий. К классическому маршруту относятся: подъем и спуск до Бочек, спуск от Восточной вершины до ущелья Ирик, спуски на северном направлении.

Внизу можно прикупить сувениров. Самые крутые это наверное шерстяные вещи.

В кафе подают хычины с травяным чаем, вот только настоящий чай получается далеко не у всех.

День пролетел быстро. На обратном пути замечаю памятник. В память о погибших земляках, отдавших жизнь в годы войны, был воздвигнут двадцатиметровый монумент "Скорбящий горец". В северной части Эльбрусского района Кабардино-Балкарии, в долине живописной реки Гунделен, расположено село Кёнделен, до 1995 года имевшее одноименное с рекой название.

В октябре 1942 года селение захватили немецко-фашистские войска, и только к 1943 году оно было освобождено солдатами Красной Армии.

Горнолыжный комплекс «Эльбрус Азау» находится в Кабардино-Балкарии, на расстоянии 150 км от города Нальчик. Подняться на Эльбрус – мечта любого альпиниста, спуститься по его снежным склонам – мечта каждого горнолыжника. Осуществить ее поможет «Эльбрус Азау», трассы которого проложены на южном склоне знаменитого вулкана. В принципе, на некоторых склонах Эльбруса кататься можно в любое время года, но далеко не все лыжники имеют квалификацию, позволяющую заниматься фрирайдом и хели-ски. Оптимальным вариантом для них станут ухоженные трассы ГК «Эльбрус Азау» с удобными подъемниками и ратраками. Продолжительность самой длинной из трасс достигает 5 км, а перепад высот составляет 1750 м – неплохая база для получения острых ощущений. Комбинирование трасс позволяет значительно удлинить спуск и добраться до поляны Азау у подножья вулкана почти без остановок. Многие участки трасс проложены по широким и пологим склонам, в наиболее ровных местах организованы высокогорные мини-отели с минимальным набором услуг. В них останавливаются альпинисты при подъеме на вершину Эльбруса и горнолыжники при спуске с него. Инфраструктура курорта включает в себя прокат снаряжения и транспорта, прогулки на снегоходах, кафе, бары и отели.

Когда приезжать

Снег покрывает все склоны Эльбруса уже к октябрю, а уходит он только вместе с последним весенним месяцем, да и то не везде – выше отметки 3800 м царит вечная зима и кататься здесь можно круглый год. Правда, подняться на такую высоту трудно, придется потратить немало времени и использовать ратраки или вертолет. Погода на Эльбрусе непростая, сильный снег может внезапно смениться солнечным штилем. Температура может опуститься до -25, а на максимальной высоте, доступной гостям «Эльбрус Азау» (4050 м) – до -40 градусов по Цельсию, но низкая влажность позволяет комфортно переносить даже серьезные морозы. В среднем, зимние температуры колеблются от -10 до -15 градусов по Цельсию, причем у подножья вулкана показатели градусника иногда бывают ниже, чем на высоте.

Как добраться

Ближайшие аэропорты расположены в Минеральных Водах (200 км) и Нальчике (150 км), на поезде можно доехать до Прохладного (150 км), Нальчика, Мин. Вод или Пятигорска (160 км). Далее, на автобусе или маршрутке, добраться до Тырныауза, п. Эльбрус или базы отдыха КБГУ, после чего на такси до «Эльбрус Азау». На личном автомобиле ехать по трассе М-4 («Дон») до Терескола, после чего свернуть на трассу А-158, ведущую к поляне Азау.

Где поселиться

На поляне Азау расположено более десятка гостиниц от эконом-класса («Чыран-Азау», «Альпина», «Эльтур») до класса люкс («Шахерезада», «AzauStar»). В разгар зимнего сезона цены нередко повышаются, поэтому стоит присмотреться к предложениям в гостиницах и частном секторе близлежащих поселков – Терскола (2,5 км), Тегенекли (11 км) и п. Эльбруса (13 км).

Расположенный в 150 км от Нальчика. Трассы курорта проложены на южных склонах горы Эльбрус – самой высокой горной вершине России и Европы. Покорение этого пика высотой 5642 м является мечтой для многих альпинистов, но склоны Эльбруса представляют интерес и для представителей горнолыжной братии. К счастью, такая возможность есть. Сегодня горнолыжники и сноубордисты могут беспрепятственно прокатиться по бескрайним просторам этого величественного гиганта.

Описание

Горнолыжному курорту Эльбрус Азау трудно дать однозначную оценку. С одной стороны, здесь есть неотъемлемые для современных горнолыжных курортов элементы инфраструктуры: подъёмники, ратраки и даже система искусственного оснежения склонов. И в тоже время курорт явно проигрывает в плане разнообразия и качества предоставляемых услуг. Если же возможность почувствовать драйв от катания по высокогорным склонам потухшего вулкана важнее, чем мелкие бытовые неудобства, то, несомненно, этот горнолыжный курорт должен быть под номером один в вашем списке.

На большей части трасс Эльбрус Азау горнолыжный сезон начинается с октября и заканчивается в мае. На высотах более 3800 м сезон длится круглый год , но на эти участки можно добраться только на ратраках.

В целом климат здесь довольно мягкий и морозы, благодаря низкой влажности, переносятся относительно легко. В среднем зимой температуры колеблются в пределах -10 – -15°C, но иногда падают ниже - 25°C, а на самой высокой точке Приют-11 (4050) и до -40°C. Погода неустойчива: сильный снегопад может резко смениться ясной безветренной погодой.

Для Эльбрус Азау характерны инверсии температур: иногда в долине и на нижних участках склонов температура воздуха значительно ниже, чем на верхних.

Единого ски-пасса на Эльбрус Азау нет. В сезоне 2012-2013 стоимость однодневного ски-пасса в будние дни составила 800 – 1200 рублей в зависимости от типа подъёмника, что на 500 – 700 руб. меньше, чем в (Красная поляна).

Катание на курорте

Считается, что на горнолыжном курорте Эльбрус Азау на высотах от 2350 до 3800 м проложено 7 трасс протяжённостью 11 км, но в действительности склоны курорта – это одна сплошная трасса для новичков и опытных райдеров. На склонах Эльбрус Азау вы не увидите ни привычных разделителей, ни указателей, а на протяжении всего пути вас будет сопровождать минимум сеток. Свобода перемещения – это наиболее яркая черта Эльбрус Азау , ведь здесь райдеров не загоняют в рамки. В вашем распоряжении необъятные просторы, на которых вы сами выбираете свой маршрут. Склон условно поделён на пять участков:

Участок станция Старый Кругозор (3000) – Азау (2350) обслуживается подъёмником «Эльбрус 1» (1900 м). Это довольно сложный красный участок, который в условиях плохо подготовленной трассы превращается в чёрный. В начале спуска узкая трасса постепенно расширяется, переходя в участок с довольно приличной крутизной (перепад 200 м), преодолев который, вы снова сможете наслаждаться спокойным катанием. Трасса становится более пологой и до станции Азау практически не преподносит сюрпризов.

Участок станция Мир (3500) – Старый Кругозор (3000) . Участок средней сложности (синий) обслуживается маятниковым подъёмником «Эльбрус 2» (1800 м). Начало спуска больше напоминает чёрную трассу. Если вы не уверены в своих силах, то при прохождении этого участка лучше сбавить скорость. Но ненадолго, т.к. вскоре вас приветливо встретит привычная широкая трасса.

Участок станция Гара-баши (3800) – Мир (3500) средней сложности (синий) обслуживается кресельным подъёмником. В целом от станции Гара-Баши до приюта «Бочки» (3750) расположен довольно приятный широкий участок с приемлемым уклоном и небольшой полочкой. В погоду с плохой видимостью необходимо проходить аккуратно, поскольку можно легко сбиться с пути и попасть на участки с трещинами. Ниже приюта «Бочки» лучше держаться левее, поскольку справа трасса более крутая и узкая, зажатая между камнями и обрывом. В левой же части вас ждёт удобная широкая трасса с длинной полкой.

Участок от Приюта одиннадцати (4100) до станции Гара-баши (3800) рассчитан на опытных райдеров. Подъём возможен только на ратраках.

Общее время подъёма от станции Азау до Гара-Баши без учёта на пересадку составляет 24 минуты.

На Эльбрусе есть и труднодоступные места, куда можно добраться только на вертолёте. Дикие ландшафты, скорость и катание на леднике дарят ни с чем несравнимые впечатления. Целинный снег Эльбруса, непременно, оценят любители фрирайда.

Фрирайд на ледниках Эльбруса

Рядом со станцией Азау расположена небольшая зелёная трасса для детей и новичков. Эта трасса обслуживается бугельным подъёмником, который поднимет вас на высоту 2850 м.

Насладившись просторами Эльбруса, вы можете попробовать свои силы на склонах соседней . В отличие от Эльбруса трассы здесь более короткие, но считаются одними из самых сложных. С Эльбруса на гору Чегет можно добраться на лыжах, но только в сопровождении опытного гида.

До недавнего времени райдеры жаловались на состояние склонов Эльбрус Азау. Привычной картиной был снег с камнями. И если на верхних станциях склоны находились в более или менее приличном состоянии, то на участке «Старый Кругозор – Азау» было практически невозможно проехать без препятствий. В основном ратраки за отдельную плату занимались доставкой райдеров на труднодоступные склоны. К сезону 2012-2013 администрация решила подготовиться более основательно: трассы были расширены и очищены от камней, установлена система искусственного оснежения, произведен профилактический ремонт подъемников, которые в прошлых сезонах довольно часто прекращали свою работу из-за поломок. В этом сезоне порадовали и ратраки, которые выполняли свою первоочередную задачу – создание «вельвета» на склоне.

Безопасность

Безопасность на склонах обеспечивается контрольно-спасательной службой. Ближайшая больница находится в п. Эльбрус. Наиболее опасные участки огорожены улавливающими сетками. Район лавиноопасный. На каждой станции установлены камеры видеонаблюдения. Если вы впервые на Эльбрус Азау, то фрирайдом лучше заниматься в сопровождении гида , т.к. финал самостоятельного путешествия по диким склонам непредсказуем.

Услуги

Горнолыжный курорт Эльбрус Азау предлагает следующие услуги:

  • горнолыжные школы;
  • прокат снаряжения;
  • прокат снегоходов и санок;
  • хели-ски;
  • подъём ратраками.

У каждой станции Эльбрус Азау есть небольшие кафешки, в которых можно перекусить по вполне вменяемым ценам.

Apres-ski

Эльбрус Азау не балует своих туристов разнообразием и новизной развлечений. Здесь работают бары, рестораны, кафе. При гостиницах открыты бани, сауны, ночные клубы. В вашем распоряжении снегоходы, ратраки, каток, бильярд, а в посёлке Терскол есть зона для игры в пейнтбол.

Проживание на курорте

Вы можете остановиться непосредственно на поляне Азау, на которой находится первая очередь подъёмников. В высокий сезон стоимость номеров гостиниц Эльбрус Азау варьирует в пределах 2000 – 8000 руб./сут.

Отель "Эльтур" на поляне Азау

Более дешёвый вариант – частный сектор любого из шести посёлков Приэльбрусья. Наибольшей популярностью у туристов пользуются Терскол (2,5 км), Тегенекли (11 км) и Эльбрус (13 км). Многие гостиницы Приэльбрусья включают в стоимость номера двухразовое питание, а также обеспечивают трансфер до поляны Азау.